О ситуации в янтарной отрасли, событиях, происходящих вокруг янтаря, об уже сделанном и том, что пока только в планах, в интервью международному деловому журналу «Точка» рассказывает Михаил Зацепин, генеральный директор Калининградского янтарного комбината.
Янтарная отрасль является сегодня, пожалуй, одной из наиболее обсуждаемых тем в регионе. Масштабное реформирование системы, которая не менялась годами и даже десятилетиями, коснулось всех ключевых направлений, начиная с этапа добычи и модернизации производства на Калининградском янтарном комбинате, единственном в мире предприятии, добывающим «солнечный камень». Изменились правила распределения сырья переработчикам, в регионе появляется все больше высокохудожественных изделий, которые достойно конкурируют с польскими и литовскими производителями, державшими до недавнего времени мировую янтарную пальму первенства. Кроме того, ужесточились наказания за нелегальную добычу, сегодня расхитителей государственных недр привлекают не только к административной, но уже и к уголовной ответственности. А позиционирование «солнечного камня» как достояния Калининградской области и всей России в целом стало привлекать в Янтарный край из разных уголков страны и мира все больше туристов, которые приезжают специально, чтобы взглянуть на гордость региона – балтийский янтарь.
Но такие реформы не всем пришлись по вкусу. Многие местные производители по старой схеме пытаются устанавливать свои правила и диктовать условия, которые соответствуют их личным интересам. О ситуации в янтарной отрасли, событиях, происходящих вокруг янтаря, об уже сделанном и том, что пока только в планах, расскажет Михаил Зацепин, генеральный директор Калининградского янтарного комбината.
– Михаил Иванович, сегодня есть те, кто поддерживает новую политику комбината, а есть те, кто открыто и упорно ей противостоит. Насколько, по Вашему мнению, объективна подобная критика?
– Оппоненты всегда были и будут, считаю, что это правильно, человек вправе высказывать свою точку зрения, даже если она не совпадает с общим мнением. Порой справедливо высказанное замечание действительно указывает на какие-то недочеты и помогает исправить ситуацию к лучшему. Но сейчас, к сожалению, не тот случай. Противостояние, которое оказывают некоторые местные предприниматели, в большинстве своем основывается на довольно простом принципе: поскольку Янтарный комбинат закрыл им все возможности перепродавать сырье, приобретенное на комбинате, они пытаются задействовать любые, чаще не самые честные механизмы, чтобы вернуть все как было прежде. Но такого уже не будет. Появились новые правила, и тем, кто хочет дальше развивать свой янтарный бизнес, придется их усвоить.
– Если я правильно понимаю, речь идет об установленных комбинатом условиях обеспечения сырьем местных производителей? Проверка производств, сотрудников, налоговых перечислений и так далее.
– Не только. Этот этап мы уже прошли, и теперь имеем представление обо всех заявивших о себе переработчиках. Знаем, кто из них действительно работает, а кто делает вид, наспех устанавливая перед приездом сотрудников комбината станки. Да, работоспособность производства является первоочередным критерием. Но есть еще и конечный продукт. То, что в итоге выдает производитель. Кто-то из килограмма янтаря сделает шедевры, а кому-то мало тонны, и результата от этого тоже будет мало. Некоторым таким «тонным производителям» не так выгодно и интересно развивать собственное производство, сколько перепродавать сырье. А как же тогда мы станем мировой столицей обработки янтаря, если по-прежнему янтарь, предназначенный для внутренней переработки, будет уходить за пределы страны? Продажей сырья должен заниматься только Янтарный комбинат, все остальные должны его перерабатывать. Хорошей иллюстрацией к этому служит недавний пример, когда на комбинат обратились художники по янтарю местного союза художников с просьбой обеспечить их сырьем для работы. Я был в прямом смысле поражен теми объемами, которые они запросили.
– Слишком много?
– Наоборот! Я даже уточнил, правильно ли составлена заявка, учитывая количество художников и длительный временной период, на который был составлен запрос. Просто они попросили именно тот объем, с которым каждый из них справится. И я точно знаю, что они сделают из этого янтаря высокохудожественные и даже уникальные изделия. Сам лично видел этих художников на нескольких выставках, в том числе международных, где они выставляли свои произведения искусства, по другому я это не могу назвать. Надо сказать, уровень и качество изделий у наших мастеров по обработке «солнечного камня» даже выше, чем у прибалтийских соседей. Убежден, что наши производители своим талантом и мастерством еще докажут всему миру, что янтарная столица мира – это Калининград! Янтарный комбинат всегда поддержит тех, кто занимается реальным производством и позиционирует Янтарный край на мировом уровне.
– Правительство области в прошлом году озвучивало, что местным переработчикам достаточно 70 тонн янтаря в год, чтобы все производства работали на полную мощь. Насколько это соответствует действительности сегодня?
– В прошлом году это были актуальные данные, хотя если говорить объективно, то и для этого года не думаю, что ситуация кардинально изменилась. За исключением того, что в последнее время появились многочисленные зарегистрированные компании, которые запрашивают тонны янтаря, а на деле не имеют даже производств. На самом деле, мы проанализировали те заявки, которые к нам поступают, исходя из ежемесячной потребности. Сложили все и поняли, что местные переработчики, которые в прошлом году могли переработать лишь 70 тонн «солнечного камня», в этом готовы обработать за год более 200 тонн, по их собственным подсчетам. По моему глубокому убеждению, в основной массе многие подавали заявки ссылаясь не на реальные производственные мощности, а исходя из расчета перепродать сырье.
– Многие местные производители занимаются янтарем десятилетиями, а Вы в этой теме меньше года. Но за это время произошли действительно масштабные изменения не только на комбинате, но и в целом в сфере, такого не было, пожалуй, несколько десятилетий. Какой для Вас главный ориентир в развитии янтарной отрасли?
– Поручение Президента Российской Федерации Владимира Путина развивать янтарную отрасль и навести в ней порядок. Внимание со стороны высшего руководства к этой теме страны колоссальное, и мы делаем все для того, чтобы в полной мере реализовать «Стратегию развития янтарной отрасли России до 2021 года» и выполнить все данные Президентом поручения. На сегодняшний день есть уже конкретные достижения и результаты. Был дан старт эксперимента по упрощенному таможенному оформлению янтаря, внесены дополнения в Административный кодекс, ужесточающие наказания за незаконную добычу: теперь нарушителям грозит не только штраф, но также изъятие орудий добычи, более того, с начала года уже возбуждено по факту кражи янтаря с карьера 8 уголовных дел. В рамках выполнения поручений статус особо охраняемых территорий получили девять участков с месторождениями янтаря, также началась подготовка собственных специалистов для янтарной отрасли. Конечно, большая заслуга в этом также Правительства Калининградской области.
– Недавно очень громко, в том числе и на федеральном уровне, прозвучала тема запуска на Янтарном комбинате уникального добычного комплекса, аналогов которому в мире нет. Что это за новая установка, которую журналисты уже назвали технической революцией в янтарной отрасли?
– Техническая революция? Пожалуй, соглашусь. Вы верно сказали, что аналогов этому оборудованию нет. По той простой причине, что законодателем в сфере добычи янтаря является Янтарный комбинат. Ученые разрабатывали эту установку конкретно под янтарь, учитывая свойства «солнечного камня», в том числе его хрупкость, особенности залегания и многие другие факторы. Надо отметить, что от момента постановки задачи до монтажа и установки комплекса прошло чуть более четырех месяцев, это невероятно быстрые сроки, многие специалисты оценивали выполнение этой работы не раньше чем через 2 года. К созданию установки привлекли лучших специалистов, большую работу проделали сотрудники комбината, которые не только консультировали, но и принимали непосредственное участие в создании нового добычного комплекса. Хочу подчеркнуть, что вся конструкция отечественного производства. Все детали для данной установки изготавливали на предприятиях нашей страны.
– В чем принципиальное отличие нового способа добычи от существующего десятилетиями?
– На новую установку по добыче янтаря мы возлагаем серьезные надежды. Главное наше ожидание – сохранить янтарь в первозданном виде. Видели бы вы, как на сегодняшний день крошится янтарь в процессе добычи. Более 80, а то и больше процентов добываемого янтаря разрушается еще не доходя до обогатительной фабрики, куда он поступает из карьера, преодолевая расстояние длиной полкилометра по железной трубе под мощным гидронапором. Технологии добычи не менялись более 50-ти лет, и существующий способ добычи янтаря объективно малоэффективен. Очень часто приходится видеть две половинки одного крупного изначально камня, расколотого в процессе добычи. И вины людей в этом нет никакой, это работа техники.
По оценкам специалистов, в обогатительных фабриках, построенных в советское время, из глины извлекается в лучшем случае 60% янтаря, который нещадно крошится. Прорывная технология, разработанная специалистами комбината и госкорпорацией «Ростехнологии» может повысить производительность почти до 90%. Суть работы новой опытно-промышленной установки в том, что способ отделения янтаря от песка и глины будет происходить путём вибраций. Технология требует всего два-три кубометра воды, что резко снижает энергозатраты и нагрузку на экологию. Если испытание пройдет успешно, то подобные мобильные добычные комплексы заменят существующие до сегодняшнего времени способы добычи.
– Недавно Янтарный комбинат озвучил идею о создании индустриального парка по переработке янтаря. Есть ли какие-то конкретные сроки и продвижения в этом направлении?
– Буквально на днях было подписано соглашение с Корпорацией развития Калининградской области о реализации инвестиционного проекта по созданию на территории региона специализированного индустриального парка по переработке янтаря, а также развития янтарной отрасли в целом и продвижения продуктов переработки янтаря на российский и международный рынки. В рамках этого соглашения мы говорим о развитии янтарной отрасли в целом, а не только о заинтересованности в этом Янтарного комбината. Сейчас идет разработка концепции, думаю, в течение года мы уже увидим реальные результаты это Соглашения.
– Нельзя не заметить повышенный интерес к Янтарному краю со стороны туристов. По данным профильного министерства, за прошлый год область с туристическими целями посетило около полумиллиона человек. Насколько мне известно, на комбинате также развито туристическое направление?
– К нам действительно приезжает очень много туристов, причем не только из России, но и других стран: Германия, соседние Польша, Литва и Латвия, Китай, Украина и многие другие. Только в прошлом году Янтарный комбинат посетило около 40 тысяч человек. Нам есть что показать. У нас существует целая туристическая программа «День с солнечным камнем», где туристам дается обширная информация об янтаре, способах добычи, рассказывают легенды и интересные исторические подробности. Люди с большим интересом приезжают на смотровую площадку, откуда открывается вид на самый большой в мире Приморский карьер по добыче янтаря. Потом едут в наш музей, где хранятся уникальные экспонаты советской эпохи, созданные из янтаря нашими ювелирами и художниками. Совсем недавно у нас появился новый экспонат – янтарная карта России.
– С новой присоединенной к России территорией Крыма?
– Именно! Ее изготовили наши калининградские мастера. Сделана карта полностью из янтаря, меридианы и обозначения городов выполнены из золота, также есть элементы из серебра и бирюзы. Выглядит впечатляюще. До этого у нас была выставлена только янтарная карта Калининградской области, созданная еще в советское время, теперь мы приглашаем туристов своими глазами увидеть первую и пока единственную янтарную карту с новым субъектом России.
– Есть ли сегодня, по Вашему мнению, интерес к янтарю в других регионах России как к уникальному природному минералу, а не только как к средству зарабатывания денег или, в лучшем случае, являющегося ассоциацией с любимыми бабушкиными бусами?
– Стереотипы меняются. Сейчас несколько известных дизайнеров работают над созданием современной коллекции одежды из янтаря. Это действительно шедевры, и скоро вы увидите это своими глазами. Показы мод запланированы не только на российских подиумах, но и в разных странах мира. Кроме этого, появился интерес к янтарю как к уникальному минералу. Я знаю, что в Японии, например, янтарь считался символом императорской власти, священным камнем он считается и у китайцев и у некоторых других народов. И это неспроста. Янтарь действительно обладает уникальными свойствами. К нам все чаще стали приезжать журналисты из разных уголков страны, чтобы потом рассказать людям, что же это за удивительный «солнечный камень» и почему 90 процентов мировых запасов янтаря сосредоточено в самом западном регионе России. Я полагаю, в нашей стране появилась мода на янтарь.
Александра Кузнецова Международный деловой журнал «Точка» (№81-82 май-июнь 2014)