Тема охоты и животного мира в мозаичных панно и картинах из солнечного камня выделилась в отдельное направление на ювелирном производстве Калининградского янтарного комбината (входит в структуру Госкорпорации Ростех).
https://ambercombine.ru/en/press-center/news/animalistika-v-blikakh-yantarya-vozvrashchenie-k-zabytomu-staromu#sigProId508a78148c
Янтарь – удивительный материал. Он плавится, дробится и крошится до мельчайшего состояния. Трансформаций из него не счесть. Одна из них – картины.
Производством картин на Янтарном комбинате занялись всего около двух лет назад. Самое важное - картины создаются исключительно из отходов производства - обрезков, обломков янтаря, брака – всего, что не может быть использовано для ювелирных украшений, бижутерии, сувениров. Изначально в полотнах тестировали различную тематику: натюрморты, архитектуру, портреты, тему востока, цветы, животных. В отдельное направление охота и анималистика выделились всего полтора-два месяца назад.
«Сначала были изготовлены несколько индивидуальных заказов, их оценили и заказчики, и мы сами. Стали пробовать уже разные сюжеты с лошадьми, собаками, птицами, охотничьи зарисовки. Решили, что можно от единичных экземпляров переходить не то что к серийному производству, но увеличить количество анималистических картин», - поделилась начальник цеха Наталья Алексеева.
Откуда берутся сюжеты для картин? Иногда это фотографии заказчика с реальными моментами охоты или отдыха на природе. Иногда в душу западает сцена из фильма. Бывает, что тот или иной сюжет тиражируется, но нет ни одной картины – точной копии другой: каждый образец янтаря уникален по цвету, форме и прозрачности, что придает любой работе неповторимые штрихи.
При создании янтарных картин на тему охоты и животного мира художники кропотливо работают с фракциями минерала разной крупности. Самая мелкая – как пудра. С нее и начинает художник свое произведение. И, лишь закончив насыпать все элементы янтарной пудрой, мастер переходит к чуть более крупной фракции – крошке, а затем к гальке. На финише картину ждет украшательство, или, как говорят янтарщики - «выкладка».
«Выкладка – такой сленговый термин, придуманный и взятый на вооружение янтарщиками. Это нечто сродни мозаике, но не столь сложное и не столь филигранно точно подогнанное. Хотя процесс тоже длительный, кропотливый, требующий аккуратности и педантичности. Самоцветы подбираются по высоте, по площади, по форме, по оттенку, по матовости», - рассказала художник Нина Смирнова.
Создание янтарных полотен – процесс творческий, коллективный. Самая большая картина с элементами анималистики, над которой работали сотрудники ювелирного производства, настенное панно в ювелирном цехе. Его размер 6,2 на 3,7 метров. Над огромной картой мира в правом верхнем углу разместился янтарный паук – своеобразный символ этих мест. В 60-е годы янтарные паучки, муравьишки, мушки, жучки, вышедшие из-под рук мастеров Калининградского янтарного комбината, пользовались огромной популярностью по всей стране. Так что возвращение янтарных дел мастеров к анималистике – это хорошо забытое старое.
АО «Калининградский янтарный комбинат» образовано 21 июля 1947 года на базе Кёнигсбергской янтарной мануфактуры. Янтарный комбинат – единственное в России и крупнейшее в мире промышленное предприятие по добыче янтаря, расположенное в поселке Янтарном Калининградской области, где сосредоточено порядка 90% мировых янтарных запасов. В 2013 году, согласно указу президента РФ Владимира Путина, комбинат был передан под управление государственной корпорации Ростех. В 2021 году добыто 575 тонн янтаря, что составило исторический рекорд по объемам добычи на Приморском карьере, разрабатываемом с 1976 года. Янтарь-сырец реализуется на электронной торговой площадке АО «Биржа «Санкт-Петербург» и аукционах для переработчиков. Янтарный комбинат является предприятием полного цикла – от добычи сырья до изготовления готовой ювелирной и сувенирной продукции.
Госкорпорация Ростех – крупнейшая промышленная компания России. В 2022 году отмечает 15 лет со дня основания. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, ОАК, «Вертолеты России», ОДК, Уралвагонзавод, "Росэлектроника", «Швабе», Концерн Калашников и др. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.